|
Физиогномика
(отрывок из
работ Аристотеля)
Краткие сведения об Аристотеле.
Аристотель
Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый энциклопедист,
основатель перипатетической школы, создатель психологической системы,
интегрировавшей достижения античной мысли. Принципы и главные понятия этой
системы изложены в трактате "О душе", а аткже в сочинениях "Этика",
"Метафизика", "История животных". Объясняя процессы памяти, Аристотель развил
понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме
этих ассоциаций. Движущей силой поведения признавал стремление, выражающее
внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или
неудовольствия. Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума:
теоретического и практического. Стимулировал развитие философской мысли
последующих эпох.
Физиогномика.
Термин
"физиогномика" происходит от греческих слов physis - природа и gnomon -
знающий. Физиогномика - учение о якобы однозначной связи между
внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности,
благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические
характеристики этого типа. Это учение возникло в древности на основе
представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и
телесного тем, что ему изначально предписано природой. Физиогномика служила
предпосылкой многих типологий характеров, однако не имела научных
оснований.
Отрывок из работ Аристотеля.
(о ногах) У кого хорошие и большие ноги,
хорошо расчлененные и мускулистые, те сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого ноги маленькие, слабые плохо расчлененные (с плохо
выраженной мускулатурой), более приятные на вид, чем крепкие, - слабы душой; это
соотносится с женственным типом. У кого на ногах кривые пальцы - бестыжи, также
- у кого кривые ногти. Это соотносится с птицами, у которых кривые когти. У кого
на ногах пальцы тесно сдвинуты - трусливы; соотносится с озерным перепелом, у
которого узкие лапки. У кого лодыжки мускулистые и хорошо расчлененные - сильны
душой; это соотносится с мужественным типом. У кого лодыжки мясистые и плохо
расчлененные - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого
расчлененные, жилистые и крепкие голени - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого голени худые, жилистые - похотливы; это соотносится с
птицами. У кого голени слишком полные и как бы немного расколотые - пакостники и
бестыжие; это восходит к соответствующей (то есть непосредственно соотносимой)
черте. У кого бедра ширококостные и мускулистые - сильны душой; это соотносится
с мужественным типом. У кого бедра ширококостные и полные - мягкие; соотносится
с женственным типом. Те, кто имеет худые и костлявые ягодицы, - сильные. У кого
ягодицы мясистые и жирные - слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она
как бы стерта, - злы; это соотносится с обезьянами. (о торсе) У кого тонкая талия - любят
охоту, это соотносится со львами и собаками. Можно видеть, что и у собак,
которые любят охоту, тонкая талия. У кого живот плоский - сильны душой; это
соотносится с мужественным типом. У кого он не плоский - слабые; это восходит к
соответствующей черте. Те, у кого большая и крепкая спина, - сильны душой; это
соотносится с мужественным типом. У кого спина узкая и слабая - слабы душой;
соотносится с женственным типом. У кого широкие бока - сильны душой, соотносится
с мужественным типом. У кого впалые бока - слабы душой; это соотносится с
женственным типом. У кого бока крутые, как бы раздутые, - болтуны и пустословы;
это соотносится с волами и лягушками. Имеющие расстояние от пупа до груди
большее, чем от края груди до шеи, - прожорливы и тупы: прожорливы, потому что
имеют большое вместилище для пищи, тупы, потому что их чувства имеют тесное
вместилище и соединенное с вместилищем для пищи, так что чувства тяжелеют из-за
избытка или недостатка пищи. Имеющие широкую и хорошо расчлененную (мускулистую)
грудь - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого широкая,
мясистая и хорошо расчлененная верхняя часть спины, те сильны душой; это
соотносится с мужественным типом. У кого она слабая, худая и плохо расчлененная
- слабы душой; соотносится с женственным типом. У кого верхняя часть спины
слишком сутулая и плечи сведены к груди - злонравные (скрытные и коварные); это
восходит к соответствующей черте, потому что то, что должно было быть видным
спереди, исчезает. У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером
("рохли") и бестолковы; это соотносится с лошадьми. Для благороднорожденного
надлежит иметь и не слишком сутулую и не (слишком) вогнутую верхнюю часть спины,
но - среднее состояние. (о плечах и шее) У кого область возле плеч и
сами плечи хорошо расчленены - сильны душой; это соотносится с мужественным
типом. Те, кто имеет слабые, плохо расчлененные плечи, - слабы душой;
соотносится с женственным типом. У кого развернутые плечи - благородны душой;
это восходит к наблюдаемому, потому что этой наблюдаемой форме соответствует
благородство. У кого плечи связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит
к соответствующей черте. У кого подвижная область у ключиц - восприимчивы: когда
эта область подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в
области ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение
чувств затруднено. У кого плотная и полная шея -
бесстрашны; это соотносится с бесстрашными быками. У кого шея большая, не
слишком толстая - велики душой; это соотносится со львами. У кого она худая,
длинная, те - робкие; это соотносится с оленями. У кого шея слишком короткая -
коварны; это соотносится с волками. У кого на шее и висках раздутые вены - очень
гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное происходит
у раздраженных. (о губах) У кого губы тонкие и уголки губ
дряблые, так что у верхней губы образуется складка и наступает на нижнюю когда
губы сдвинуты, - такие велики душой; это соотносится со львами. То же самое
можно видеть и у больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков
вздернуты кверху - те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы
толстые и верхняя губа выступает над нижней - тупые; это соотносится с ослами и
обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются - бранчливые; это соотносится с
собаками. (о носе) У кого края ноздрей толстые -
добродушны; это соотносится с волом. У кого края ноздрей тонкие - очень горячи
по характеру; это соотносится с собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые -
велики душой; это можно сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у
востроносых), те подобны птицам. У кого конец носа толстый - те тупые; это
соотносится со свиньей. У кого горбатый нос начинается сразу от лба - те
бестыжи; это соотносится с воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от
лба, - велики душой; это соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос
соединяется со лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, -
похотливы; это соотносится с петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос -
похотливы; это соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые - гневливы; это
восходит к состоянию, вызываемому гневом. (о лице) У кого лицо мясистое -
добродушны; это соотносится с волом. У кого лицо сухое - осторожны, у кого
мясистое - робки; это соотносится с ослами и оленями. У кого маленькое лицо -
малодушны; это соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое - ленивы;
это соотносится с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким и не
большим; прилично, когда оно среднее. У кого лицо ничтожное - неблагородны; это
восходит к соответствующей черте. Имеющие нахмуренное лицо - угрюмы; это
восходит к соответствующему состоянию, так как угрюмые морщат лоб. У кого
румянец на лице - стыдливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у
пристыженных розовеет лицо. У кого розовеют щеки - пьяницы; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у опьяненных краснеют щеки. (о глазах) Кто имеет под глазами как бы
свисающие мешки - пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у
много выпивших под глазами как бы мешки. У кого эта часть припухлая, те любят
спать; этот признак восходит к соответствующему состоянию, так как у
проснувшихся вокруг глаз как бы припухлость. У кого глаза маленькие - малодушны;
это восходит к соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это
соотносится с волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не
очень большие и не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, - злы; это
соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные - глупы; это восходит к
соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные и не
впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка впалые, те
великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые - смирны; это
соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это восходит к
соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза. (о лбе) У кого лоб маленький - глупые;
это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой - вялые; это соотносится
с волами. Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую
поверхность лба - чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с
собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со
львами. Имеющие нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом.
Имеющие разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И
у собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку
нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть, то
подходящим будет среднее состояние. (о голове) Имеющие большую голову -
чувствительны; это соотносится с собаками. У кого маленькая голова - те
бесчувственны; это соотносится со свиньями. У кого голова сужается кверху -
бестыжие; это соотносится с птицами, имеющими кривые когти. Имеющие маленькие
уши подобны обезьянам, большие - ослам; можно видеть, что у собак наиболее
соразмерные уши. (о цвете кожи) Слишком смуглые робки; это
соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком белолицые (буквально "белые") тоже
робки; это соотносится с женщинами. Следовательно, цвет, который свидетельствует
о мужестве, должен быть средним. (о цвете волос) Желтоволосые (буквально
"желтые") смелы; это соотносится со львами. Слишком рыжие хитры; это соотносится
с лисами. Бледные и имеющие неравномерную окраску - робкие; это восходит к
состоянию, вызываемому страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, - холодны, а
холодное замедлено в движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, -
вялые. Красные быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет.
Пламенно-рыжие склонны бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые,
приобретают пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У
кого на груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди.
(о цвете глаз) У кого краснеют глаза -
вспыльчивы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у вышедших из
себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза черные - робки; известно, что черный
цвет обозначает робость. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету,
те имеют ровный характер. У кого глаза светло-голубые или белесые - робки;
известно, что белесый цвет обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие
- смелы; это соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те
страстные; сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками.
У кого глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми, неравномерной окраски.
У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с петухами и воронами. (о волосяном
покрове) У кого
волосатая голень - похотлив; это соотносится с козами. У кого на груди и животе
слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело до конца; это
соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот. У кого совершенно
безволосая грудь - бестыжи; это соотносится с женщинами. Поэтому она должна быть
и не слишком волосата и не слишком безволоса: среднее состояние самое лучшее. У
кого волосатые плечи, те (тоже) не доводят дело до конца; это соотносится с
птицами. У кого сзади волосатая шея - благородны; это соотносится со львами. У
кого редкая борода - имеют ровный характер; это соотносится с собаками. У кого
сросшиеся брови - угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У
кого брови опущены книзу у носа и приподняты кверху и висков - простоваты; это
соотносится со свиньями. (о волосах на
голове) У кого
волосы на голове торчат - робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так
как у испуганных волосы топорщатся. У кого волосы слишком кудрявые - робки; это
соотносится с эфиопами. Поскольку же и стоящие торчком и слишком кудрявые волосы
восходят к робости, то о превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка
вьющиеся волосы; это можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы,
обращенные вверх и назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против
носа волосы головы выходят на лоб - неблагородны; это восходит к
соответствующему состоянию, так как это явление свойственно рабам.
(о голосе) Кто говорит низким голосом -
нахальны; это соотносится с ослами. Те, кто говорит, начиная с низких тонов, а
заканчивает высокими, - недовольные и жалобщики; это соотносится с быками и
восходит к тому, что соответствует такому голосу. Те, кто говорит высоким,
слабым, прерывающимся голосом, - извращенные; это соотносится с женщинами и это
восходит к соответствующей черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом,
сравнивается с сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто
говорит слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто
говорит высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами. (о ходьбе) Кто ходит медленными большими
шагами, тот медлителен в начале дела, но исполнителен, так как широкий шаг
обозначает деловитость, а медленный - нерешительность. Ходящий медленным мелким
шагом медлителен в начале дела и неэнергичен, так как короткий медленный шаг
обозначает неисполнительность. Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив,
но деятелен, так как быстрое деятельно, а широта шага обозначает
неисполнительность. Ходящий быстрым мелким шагом предприимчив, но не
деятелен. (о телодвижениях) Что касается движений кисти,
локтя и руки, они восходят к тому же самому. Кто сотрясает плечами прямым и
напряженным движением, у тех короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто
сотрясает плечами наклонным движением - велики душой; это сравнивать со львами.
Кто ходит, выворачивая ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с
женщинами. Согбенные телом и поношенные по своей наружности - льстецы; это
восходит к соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы -
извращенные; это восходит к соответствующей черте. (о движениях глазами и
взгляде) У кого
резкие движения глаз - вороваты; это соотносится с ястребами. Мигающие робки,
ибо начинают глазами обращаться в бегство. У кого закатывающиеся глаза -
изнеженны; также те, у кого одно веко выступает до середины глаза, и те, кто
поднимает глаза (зрачки) к верхним векам и томно смотрит, и кто смотрит
прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и рассеянно; это восходит к
соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно движет глазами, как бы
затрудненным движением, причем наперед выступает белок, те задумчивы. Если же
душа при этом у них слишком погружается в какую-нибудь мысль, то движение глаза
прекращается. (о росте) Маленькие остры; поскольку
движения крови занимают небольшое место, то движения очень быстро достигают
седалища ума. Слишком крупные медлительны: поскольку движения крови
распространяются на большое пространство, движения медленно достигают седалища
ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет такой, какой бывает от теплоты в
теле, - ничего не доводят до конца: так как движения (в данном случае)
завершаются на малом пространстве и из-за теплоты они быстры, мысль не
останавливается на одном, но все время переходит с одного на другое, прежде чем
достичь главного. Те с крупным ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица,
какой бывает от холода, ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь
совершаются на большом пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут
достичь седалища ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает
от холода, доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом
пространстве, это уравновешивает затруднение движения от (низкой) температуры,
позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте сухое тело и цвет
тела, какой бывает от теплоты завершают дело и восприимчивы, потому что величину
тела компенсирует также и теплота цвета, вследствие чего достигается
соразмерность для завершения дела. Таким образом, о том, какие из
чрезмерно больших или низкорослых людей оказываются способными доводить дело до
завершения и какие - неспособны, об это сказано. (Человеческая) же природа,
которая стоит в среднем положении к ним, наиболее способна к восприятиям и к
довершению всего того, за что она берется. В самом деле, движения, не
расходящиеся на большое пространство, легче достигают ума; в то же время, будучи
такими, они нисколько не выходят из своих пределов; таким образом, умеренному
размеру надлежит быть совершеннейшим для завершения всего постановленного и
способнейшим для восприятия. Несоразмерные способны на все
(то есть злы, коварны); это восходит к соответствующему состоянию и к женскому
типу. Если же несоразмерные коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны.
Отношение соразмерности надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным
задаткам, а не к мужественному типу, как мы его определили вначале. Хорошо было бы все признаки, о
которых мы говорили, возводить к соответствующей черте и к мужскому и к женскому
типу; разделение между ними есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее
и мужественнее женщины и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни
обнаруживают предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом обнаруживают
его те признаки, которые встречаются в главных частях (тела). Главная часть
(тела) - это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и плечи; затем
голени ноги. Живот в этом смысле - слабейшее место. Вообще говоря, главные
признаки мы имеем в тех местах, в которых чаще всего наблюдаются соответствия
душевной деятельности.
|
|
|